Юридическая Компания UBL Group
Юридическая Компания Аспект Юридическая Компания ЛексПроф Юридическая Компания ЛексФорт

Корпоративные споры. ТОП-7 причин и способов избежать.

В Журнале «Юридический справочник руководителя» в мае 2019 г. в рубрике «Корпоративные вопросы» была опубликована статья Марины Момзиковой и Игоря Журикова «Корпоративные споры. ТОП-7 причин и способов избежать.» В статье проанализированы наиболее распространенные причины корпоративных конфликтов и, главное, ​рассказано, как легко и без лишних затрат предотвратить такие конфликты при помощи юридических инструментов.

Корпоративный спор – это конфликт внутри компании. Точнее – между ее участниками (акционерами) или между участниками и руководством. Он приобретает много разных, зачастую причудливых форм.

Вот лишь некоторые из видов корпоративных споров:

Часто стороны предъявляют встречные претензии друг к другу. Такой спор называют корпоративной войной, в такие моменты накал страстей действий действительно больше напоминает ожесточенную баталию. К слову, рейдерская атака – это, как правило, вариант корпоративной войны.

Воюющие стороны редко можно уличить в джентельменстве. На войне все средства хороши. Зато креатив в изобретении способов «воздействия» друг на друга часто впечатляет. Десятки разнообразных исков, уголовные дела, проверки налоговых и административных органов, остановка деятельности, дисквалификация руководителей, прокурорские проверки и вмешательство «силовиков» разного калибра, атаки в медиа пространстве, удары по репутации, создание трудностей на рынке – все это сопровождает корпоративные войны.

Как писал Лев Николаевич Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Также и с корпоративными войнами: их истории всегда разные, а сами участники порой по-разному понимают причину конфликта. Зато последствия войн, в т.ч. корпоративных, всегда одинаковы. Проигравший теряет все. Но и победитель не обойдется без больших, подчас фатальных потерь: утраты бизнеса или драматической потери его масштаба. А порой выигравших не бывает вовсе. Однако риск корпоративного спора можно свести к минимуму, если правильно оформить владение бизнесом и заранее согласовать друг с другом варианты выхода из кризисных ситуаций. В статье мы рассмотрим типичные негативные факторы, которые могут привести к корпоративному спору. Также поговорим о способах их нейтрализации.

Семь причин войны

Нередко к корпоративному спору приводит смысловой изъян в юридическом оформлении и организации бизнеса. Предлагаем вам несколько наиболее распространенных причин. Хотя чаще всего в возникновении каждого конфликта «виноваты» сразу несколько факторов, а то и все сразу.

1. Оформление бизнеса на другое лицо

Часто собственники оформляют бизнес не на себя, а на номинальных лиц или на одного из партнеров. О мотивах подобных решений мы еще скажем. А пока отметим, что такое оформление уже само по себе может стать причиной корпоративного конфликта и захвата бизнеса. У второго участника или «номинала» появляется соблазн получить единоличный контроль над успешным и динамично развивающимся бизнесом. Причиной такого поведения становятся темные стороны человеческой натуры (противостоять им бывает тяжело). Находятся «оправдывающие» предлоги для захвата бизнеса, который формально и так находится в руках захватчика.

2. Распределение долей в пропорции 50 на 50

Также рискованно оформлять бизнес между двумя партнерами в равных пропорциях. Изначально это не выглядит причиной конфликта. Пока оба участника понимают друг друга и ведут себя порядочно, проблем не возникает. Но если между ними появятся разногласия, конфликт не заставит себя долго ждать. Поставить точку в споре никто из них не сможет, поскольку юридически они абсолютно равноправны.

Подобный «управленческий тупик» называют deadlock – «мертвая точка», «безвыходное положение». В итоге deadlock может привести к смерти бизнеса.

3. Излишнее доверие к партнеру

Допустим, один из собственников организации назначается ее руководителем. Компания активно развивается, наращивает прибыль и увеличивает количество активов. У директора от радости спирает в зобу дыханье, и он, пользуясь своими полномочиями, начинает вывод имущества на себя или на аффилированных лиц. Кстати, подобные действия нередко квалифицируются как мошенничество. …

С полным текстом статьи можно ознакомиться по адресу http://www.delo-press.ru/articles.php?n=30783

 

К   Л Е Н Т Е